Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства,
чем об образовании ума и души, хотя то,
что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того,
что есть у человека. А. Шопенгауэр
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Под качеством образования подразумевается совокупность потребительских свойств образовательной услуги,обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всесторонне-му развитию личности учащегося. Проблема снижения качества знаний по математике является актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без знаний, без развития умений и способностей школьников и самостоятельной организации своего учебного труда, невозможно обеспечить его качественную подготовку к жизни в изменяющемся мире.
Причин снижения качества знаний по математике много - это и низкий уровень предшествующей подготовки ученика, недостатки воспитания, слабая воля к преодолению трудностей, пропуски уроков, низкий уровень познавательной активности учащихся, отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашнего задания и др.
Основная цель обучения в школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности учащегося.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
- Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
- Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
- В-третьих, строгий контроль знаний.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.Интерес к предмету начинается с интересного урока.
Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: деловая игра, урок – викторина, урок – конкурс, математическая игра, урок-КВН, урок-практикум.
Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Очень актуальный вопрос для нашей школы — качество знаний выпускников.
Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Например, при объяснении нового материала можно использовать презентацию, а при подготовке к экзаменам, в качестве повторения, тренинг-тестирование.
Следовательно, можно отметить, что применение ИКТ на уроках повышает качество знаний по математики, так как:
- повышается информационная культура учащихся;
- появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках;
- обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
- уроки становятся более интересными, насыщенными, качественными, результативными;
- обеспечивается объективность оценивания результатов ученика;
- повышается мотивация к обучению.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
- использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
- продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
- активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Автор: Эмираметова Сусанна Куртнебиевна |
http://pedsovet.su/load/33-1-0-51209?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com |